Выпуск № 5 (34) «Региональная идентичность и миграционные ориентации жителей Калининградской области», май 2024.
Руководитель проекта «Научный дайджест НЦМУ ЦМИЧП»: О. В. Ворон. Авторы: Р.А. Старченко, П.А. Серин, М.Ю. Донежук. Редакторы: М.А. Кучеренко. Научный дайджест подготовлен в рамках программы «Предикторы многообразия и устойчивости в условиях глобальных вызовов».
Калининградская область, являясь самым западным регионом России, географически отделена от основной территории страны. До 2022 г. жители области имели, по сравнению с другими регионами, наиболее тесные экономические и социальные связи со странами Европейского союза, предпочитая ездить в европейские столицы, а не в Москву или Санкт-Петербург. Это стало возможным благодаря ряду межгосударственных соглашений о пересечении границ, а также упрощенной процедуре получения загранпаспортов и виз. Эти тесные связи с зарубежными странами существенно влияли на этнокультурные ориентации жителей и миграционную привлекательность региона.
После фактического закрытия границ и обрывания социальных и экономических связей, жители региона столкнулись с новой реальностью кардинальных социально-экономических изменений. Приграничное население России, в том числе Калининградской области, отличается повышенной динамикой самоидентификации. В данном исследовании особое внимание уделено изучению гражданской и региональной идентичности, миграционным настроениям и общественной напряженности.
В июне 2023 г. в Калининградской области Институтом этнологии и антропологии РАН было проведено этносоциологическое исследование приграничного положения региона. В рамках исследования ставилась задача не только обозначить демографическую и миграционную картину области, но и собрать сведения об общественных настроениях. Изучалось общественное мнение и социальное самочувствие жителей Калининградской области, западного российского анклава. Для реализации массового опроса населения была сформирована территориальная и демографически репрезентативная выборка преобладающего в регионе городского населения. В 11 городах, в том числе в г. Калининград, методом полевого обхода было опрошено свыше 1,5 тыс. человек в возрасте 18 лет и старше. При проведении этого опроса были соблюдены квотные требования отбора респондентов по географической локализации, полу и возрасту. Соответственно полученные сведения от респондентов об их этническом, языковом, образовательном составе и иных социальных параметрах оказались сходными со структурой населения этого региона, выявляемой по официальным материалам государственной переписи.
Результаты этносоциологического исследования, проведенного в Калининградской области в 2023 г., показывают, что для населения этого региона в целом характерен высокий уровень российской гражданской идентичности и ощущения себя частью большой страны. Заметный уровень региональной идентичности связан с географическими и социально-экономическими особенностями региона, а также с историей формирования его постоянного населения во второй половине ХХ в. Ощущение себя «калининградцем» встраивается и дополняет общероссийскую идентичность респондентов, а не противопоставляется последней. Этничность и религия в иерархии идентичностей подавляющего большинства респондентов не являются значимыми.
Являясь переселенцами или потомками переселенцев из разных областей и республик бывшего СССР, жители Калининградской области в целом дают высокую оценку условиям жизни в своем регионе, и большая часть опрошенных не желает и не планирует его покидать. Хотя среди молодых людей высока доля тех, кто хотел бы уехать, в этом случае респонденты рассматривают только те регионы, в которых условия жизни, материальной обеспеченности и инфраструктура в среднем значительно выше, чем в Калининграде – например, в Москве или Санкт-Петербурге.
Полный текст выпуска доступен по ссылке — Региональная идентичность и миграционные ориентации жителей Калининградской области
Дайджест подготовлен в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-328)