Журнал — Уральский исторический вестник
Мочалова М.А.Эпическая поэма «Калевала» и традиция рунопения в дискурсе наследия и практиках его сохранения // Уральский исторический вестник. 2022, № 3 (76). С. 65-73
doi: 10.30759/1728-9718-2022-3(76)-65-73
В статье рассматривается эпическая поэма «Калевала» Э. Лённрота, созданная им на основе фольклорных текстов, и ее «первоисточник» — традиция рунопения — в контексте политик и практик сохранения нематериального наследия в Финляндии и Республике Карелии (РФ). Автор выявляет взаимосвязь этнической идентификации и объектов фольклорного наследия, а также рассматривает паттерны поведения различных акторов процесса его сохранения и (вос)производства. Кейс «Калевалы» и рунопения рассматривается в теоретической рамке, предложенной Л. Смит, согласно которой наследие можно описать как процесс взаимодействия заинтересованных сторон различных уровней: институционального (например, акторы национальной политики или ученые), общественного (профессиональные и этнические сообщества и их организации) и индивидуального (активисты). Тематически исследование объединяет три направления: изучение наследия, исследование этнической идентичности, рассмотрение политики памяти через фольклор. Статья основывается на материалах интервью, проведенных в ходе полевой работы в Хельсинки (Финляндия) и Петрозаводске (Республика Карелия, РФ), а также на информации общедоступных интернет-ресурсов. На примере различных практик взаимодействия с «Калевалой» и рунопением (издание рун, их исполнение, работа в рамках общественных организаций) автор рассматривает процесс, который Л. Смит называет «работой наследия». Автор приходит к выводу, что наследие в рамках данных примеров может рассматриваться как некая «индустрия ценностей», которая отражает тенденции рефлексивной модернизации общества. В этой связи наследие зачастую может становиться частью процесса «культурного экстрактивизма» для экономической, политической и других сфер.
Полный текст статьи доступен здесь — Эпическая поэма «Калевала» и традиция рунопения в дискурсе наследия и практиках его сохранения